27.02.2015

Три кризиса: личный опыт

"Свой Бизнес", февраль, 2015<br>
Экспертный комментарий Сергея Груздева, генерального директора компании "Аладдин Р.Д."

Что нас не убивает, то делает нас сильнее. Каждый масштабный кризис — своеобразный "санитар леса", который сдувает "пузыри" и очищает рынок от неэффективных предприятий. Выжившие же переходят на новую ступень развития. "Свой Бизнес" попросил предпринимателей, чьи бизнесы преодолели кризисы 1998, 2008 годов и проходят нынешний, поделиться опытом выживания. Что помогло им продержаться, какие меры были предприняты, какие стимулы сработали, к каким резервам обращались и каковы последствия? В приведенных ниже кейсах есть общие черты: предприниматели не опускали руки и пытались использовать кризис как точку для дальнейшего роста. Одни так поступали целенаправленно, другие развивали неожиданно открывшиеся возможности. Но результат очевиден: их компании, может быть, не без ущерба, но справляются с проблемами, тогда как тысячи других бесследно исчезли. Перед вами истории тех, кто не пасует в кризисные времена, у кого есть чему поучиться.

Сергей Груздев, основатель и генеральный директор компании "Аладдин Р.Д.": "Я ПРЕДСТАВЛЯЛ ЗА СТОЙКОЙ ИМПЕРИАЛИСТА СТАРИКАНА ФОКСА"

Год основания компании: 1995

Мы начинали как небольшая нишевая фирма по производству средств защиты ПО от несанкционированного использования (защита от кражи, копирования информации). В то время расцветало пиратство, и мы выпускали программы для разработчиков информационных систем: создавались дискеты, с которых невозможно сделать копию, потом появились аппаратные ключи, которые подключались к разъёмам ПК. Без них ПО не могло работать.

В 1998 году в компании работало около 10 человек. В тот кризис первыми "посыпались" банки: вроде бы работают, мы приносим платёжки и получаем выписки, а через несколько дней звонит контрагент и сообщает, что не получил никаких переводов. В общем, часть денег компании зависла в одном из банков. Я отправился туда, представляя за стойкой этакого империалиста старикана Фокса. На самом деле там сидела трясущаяся от страха операционистка. Я сходил налил ей чаю, успокоил. Она сказала, что попытается помочь — я оказался единственным, кто отнёсся по-человечески, остальные приходили с угрозами и пистолетами. Операционистке удалось вытащить около 20% от суммы, а примерно через полгода пришёл работник банка и вернул ещё какую-то часть. Было удивительно, человек поступил честно, хотя мы ничего бы не узнали. Во время кризиса 1998 года люди старались помочь друг другу.

Мы осознанно ничего не предпринимали для спасения компании. Но получилось так, что именно тогда мы фактически открыли новую нишу, придумали продукт, который сейчас превратился в целую индустрию. Кризис — это всегда встряска, мотиватор и стимул для развития. В начале 1998 года мы стали заниматься смарт-карточными технологиями, но из-за кризиса об этом можно было забыть на несколько лет. Тогда и родилась идея использовать для обеспечения информационной безопасности специальное устройство типа современной флеш-карты, которое получило название "USB-токен". У меня до сих пор есть первый образец, выструганный из дерева, буквально как Буратино, которого сделали из полена. В USB-токенах удалось скрестить две технологии: смарт-карты и наши ключи. Сейчас это стандарт де-факто, а я — один из пяти патентообладателей.

Нам помогла стратегия, которая выработалась с опытом. Мы не выходили на уже занятые рынки, потому что входной билет обычно дорогой. Если хочешь быть успешным — сформируй новую потребность на рынке, а она породит спрос. Так мы и били несколько лет в одну точку с USB-токенами, потом она "выстрелила", и мы несколько лет росли по 600-700% в год. В результате уверенно вошли в кризис 2008 года, в компании работало около 70 человек. Но тот кризис оказался очень жёстким и злым, человечности в отношениях стало меньше. Такой тон рынку задавали крупные компании — естественные монополии и банки. Их философия: мы большие и можем себе позволить делать с вами всё, что захотим, мы заплатим, но потом. И основными нашими неплательщиками стали как раз крупные банки — мальчики в белых перчатках, которые тебя ни во что не ставят и фактически сами раскручивают спираль неплатежей, усугубляя и без того не самое хорошее положение компаний из реального сектора.

Текущий кризис, совсем другой по своей сути, для нас проходит не то что бы гладко, но нормально. Да и настроение совсем другое. Главное — выработать стратегию поведения: можно бороться с текущими проблемами, а можно сфокусироваться на новых возможностях. Заработать в условиях кризиса сложно. Значит, надо ставить новые цели. Через пару лет кризис закончится. Со старым продуктом уже на рынок не выйдешь, значит, надо сохранить людей, компетенции и стараться использовать те возможности, которые появляются. Это наша философия выживания.