11.05.2011

Средний и малый бизнес просит защиты от ИТ-угроз

CRN, № 6 (363), 2011
<br>Комментарий С.Л. Груздева, генерального директора компании "Аладдин Р.Д.", и Игоря Гонебного, руководителя направления по работе с технологическими партнерами компании "Аладдин Р.Д."

Небольшие компании, как клиенты, хороши уже тем, что их много и действуют они практически везде. Однако именно этот сегмент и самый прижимистый. Вендоры всех видов ИТ-продуктов постоянно что-то предлагают для предприятий СМБ, но довольно редко появляется информация о том, что какие-то из этих товаров действительно широко востребованы.

Рынок средств информационной безопасности вообще специфичен, а уж если говорить о среднем и малом бизнесе — тем более. Особенность рынка ИБ в целом связана, в частности, с более сильным, чем в других сегментах, влиянием регуляторов и относительно небольшим числом игроков. По некоторым оценкам, в частности, по мнению Сергея Груздева, генерального директора компании «Аладдин», эта часть ИТ-рынка вообще менее зрелая, чем другие, отстает на несколько лет. Однако именно сегмент ИБ, и в этом аналитики не ошиблись, оказался одним из самых устойчивых в кризис, спрос на средства безопасности не упал или упал меньше, чем на другие решения. Есть ли перспективы роста поставок продуктов обеспечения безопасности в сегмент СМБ?

Чтобы увидеть перспективу, нужно как минимум обойти препятствия, а их довольно много. Примечательно, что мнения о «стоп-факторах», действующих здесь, весьма разнообразны. Это нехарактерно для большинства товаров: обычно все продавцы примерно одинаково объясняют, почему спрос не так велик, как хотелось бы.

В 2010 г. объем продаж решений по обеспечению информационной безопасности для предприятий среднего и малого бизнеса через дистрибьюторскую сеть увеличился на 91% по сравнению с предыдущим периодом, сообщил Игорь Гонебный, руководитель направления по работе с технологическими партнерами компании «Аладдин Р.Д.». Он называет несколько причин роста. Большинство российских компаний успешно преодолели кризисный период. Растет спрос на сертифицированные продукты для обеспечения выполнения требований ФЗ-152. Стали актуальными вопросы защиты конфиденциальной информации от кражи, утечки, сокрытия от неправомерного изъятия. Кроме того, компания «Аладдин Р.Д.» провела более 70 мероприятий для партнеров и клиентов в 43 городах России. Рост продаж в 2011 г. также будет существенным, уверен Гонебный: «Пришла пора новых проектов и бюджетов. К тому же СМБ — наиболее активная и подвижная аудитория, которая гораздо легче решается на новые инновационные проекты».


Что будет расти?

Игорь Гонебный отмечает, что уверенно набирает обороты спрос на решения по защите (шифрованию) данных на жестких дисках. Это объясняется увеличением количества мобильных пользователей и все более участившимися случаями хищения ноутбуков, полагает он. Кроме того, по прогнозам аналитиков, предполагается стремительное развитие SaaS-сервисов и Cloud Computing, и это формирует новые задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности при использовании облачных инфраструктур. Крупный бизнес займется строительством своих private-«облаков», а СМБ будет использовать public-«облака», в которых им предстоит решать задачи по аутентификации и защите хранящихся и обрабатываемых данных.

Можно предположить, что именно стремительно возрастающая мобильность, столь естественная в первую очередь для средних и малых компаний, заставит обратить более пристальное внимание на обеспечение безопасности даже в нашей традиционно беспечной стране. Правда, пока об этом и мало задумываются, и мало говорят. Один из основных видов маркетинга «безопасников» — ужасные истории, оценки нанесенного ущерба, «страшилки». В большей или меньшей степени они основаны на реальной статистике, опыте конкретных компаний, даже если их имена и нельзя назвать. По инцидентам, вызванным утечками при использовании мобильных устройств, пока нет подобных данных, не делается обобщений, но судя по прошлым волнам угроз, на такой анализ, на накопление информации требуется несколько лет, в течение которых ущерб все увеличивается, пока не начинают наконец приниматься действенные меры. Масштаб применения мобильных устройств заставит и совершенно по-новому взглянуть на бэкапирование. Поэтому спрос на средства защиты будет, скорей всего, пропорционален применению гаджетов в корпоративной среде.

Есть еще одна угроза, вполне актуальная для СМБ, о которой тоже мало пока говорят, — DDOS-атаки. Уже известны случаи применения таких атак как средства конкурентной борьбы, в том числе в России, в том числе против среднего бизнеса, опирающегося в значительной степени на онлайн-продажи (туристического, например). Правда, есть мнение, что защита от DDOS-атак — дело скорей провайдеров, чем потребителей, владельцев сайтов. Однако если атакующие настойчивы, провайдер просто отключает такого «неудобного» клиента, поскольку не может в условиях атаки обслуживать остальных потребителей. Так что повод задуматься есть. Другое дело, от такой напасти имеются лишь комплексные средства, непростые и недешевые.


Что делать, как и кому?

Большинство оптимистичных прогнозов о росте спроса на какой-то тип товаров «вообще в стране» чаще всего реселлерами воспринимаются скептически. Что естественно: при закупках они в первую очередь ориентируются на собственную практику. Однако, даже принимая подобные прогнозы всерьез, очень важно вовремя понять, какие конкретно шаги можно предпринять, чтобы поднять свои продажи по направлению, которое вроде бы обещает рост в близком будущем. Поэтому всем экспертам, принявшим участие в настоящем обзоре, был задан прямой вопрос: «Какие конкретные шаги может предпринять региональная фирма-реселлер, чтобы больше зарабатывать на продажах средств защиты информации для СМБ? Не теоретически, а на практике».

Заказчики хотят решать задачи в комплексе, и время продуктов и «коробок» постепенно уходит, утверждает Игорь Гонебный. Поэтому, если реселлер заинтересован в развитии продаж, он должен оказывать консалтинговые услуги в области построения эффективных систем обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, когда заказчик видит перед собой не просто продавца, а еще и эксперта, способного объяснить и помочь выстроить систему защиты информации, то такие отношения переходят из разряда транзакционных продаж в длительные партнерские отношения, подчеркивает Гонебный.