Простые советы или правила выживания CIO в условиях кризиса
Все компании индивидуальны, и у каждой свой особенный путь ведения бизнеса и адаптации его к существующим рыночным условиям. Каждый сотрудник, читая одни и те же новостные колонки о нестабильном финансовом положении и грядущих увольнениях, делает свои выводы, создавая личный арсенал инструментов для выживания в кризисных условиях. Однако есть общие разумные подходы, которые позволят CIO не только «выжить» в условиях кризиса, но и извлечь из сложившейся ситуации максимум пользы.
Сфокусируйтесь на поддержке бизнеса. Собственно, важнейшей задачей ИТ-директора в кризисных условиях становится сохранение и поддержка стабильной и бесперебойной работы основных сервисов типа электронной почты, Интернет, а также работы системы IP-телефонии, копиров, факсов, производственной техники – словом всех составляющих, необходимых для работы бизнеса. Перераспределяйте усилия по поддержке существующих жизненно-важных процессов и работе над новые проектами в пропорции 80 : 20. Если внедрение новых технологий плановое, но при этом требует специальной квалификации (о расширении штата, понятно, пока стоит забыть), – пробуйте просчитывать стоимость аутсорсинга подобных работ. Наверное отдельным пунктом нужно выделить, что СИО должен разобраться – что в настоящий момент необходимо для компании, а что второстепенно. Какие проекты останавливать, какие – продолжать. Что является критерием?
Оптимизируйте затраты на ИТ-инфраструктуру. Первое, что сокращается в компании в кризис, это бюджеты на расходы по поддержанию жизнедеятельности офиса. Если основная работа организации не связана с высокими технологиями, то неминуемо сокращение затрат коснется и бюджета ИТ-отдела. Не ждите, пока генеральный директор решит за вас, что внедряемая CRM слишком дорога в обслуживании или что выгоднее использовать IP-телефонию, а не городские линии для связи с другими офисами. Заранее продумайте комплекс мер по снижению расходов на ИТ и обсудите их с руководством компании. Ваш руководитель скорее всего далек от ИТ, не стоит его перегружать техническими деталями – разговаривайте на языке цифр, показывайте выгоду того или иного решения в денежном эквиваленте.
Вовремя проводите профилактику существующих систем. Очевидно, что в условиях замедления темпов экономического роста и вытекающей отсюда неопределенности ближайших бизнес-перспектив, вряд ли руководство выделит бюджет на закупку нового сетевого или периферийного оборудования. В случае же какой-либо поломки есть большая вероятность, что замена оборудования будет проведена по самому экономному сценарию, что обязательно скажется на работе системы в целом. Приведу пример. В компании N, в связи с сокращением издержек принято решение не привлекать сотрудников ко внеурочной работе, в связи с отсутствием возможности выплат сверх стандартных 8 часов. Естественно, это касается и ИТ-отдела, который вынужден будет проводить все плановые профилактические работы во время активной рабочей деятельности офиса. Каковы риски? Перезагрузка того же сервера на время парализует работу ряда приложений, что, в свою очередь, может привести к приостановке бизнес-процессов. Таким образом, бездумно принятое решение по не выплате сверхурочных, без принятия во внимание того факта, что ИТ-департамент должен проводить работы в нерабочее время, может привести к неблагоприятным для бизнеса последствиям.
Учитывайте повышенную нервозность сотрудников при внедрении нововведений. Даже дополнительные настройки спам-фильтра в корпоративной почте и связанные с этим неудобства чреваты негативной оценкой работы ИТ-отдела. Если нет возможности подождать с установкой новых корпоративных приложений, необходимо заранее протестировать их работу на пилотной зоне.
Уделяйте внимание информационной безопасности. Финансовые сложности компаний часто способствуют активизации деятельности конкурентной разведки, что указывает на необходимость сохранения затрат на информационную безопасность, как минимум на прежнем уровне, а нередко оправдывает и дополнительные вложения. Инциденты, связанные с нарушением ИБ, становятся более частыми и более ощутимыми в финансовом отношении именно тогда, когда компании и так находятся в шатком положении. Снижение уровня ИБ в таких условиях чревато негативными последствиями, поскольку нанесённый организации ущерб может значительно превысить сэкономленные на «урезании» бюджетов средства. Кроме того, сотрудники, попавшие под сокращение, могут вполне сознательно «прихватить» с собой конфиденциальную информацию компании, соответственно необходимо усилить контроли над доступом к данным, а также над возможными каналами утечек данных. В идеале всю конфиденциальную информацию компании лучше всего хранить в зашифрованном виде, а доступ к ней предоставлять только уполномоченным лицам, прошедшим процедуру строгой аутентификации. Весомым аргументом ИТ-специалиста в вопросе сохранения финансирования ИБ является жесткая привязка к бизнес-интересам. С этим не поспоришь.
Не держите своих подчиненных в информационном вакууме. В условиях кризиса информация становится самым востребованным благом после заработной платы. Не держите своих подчиненных в неведении относительно ситуации и планов компании, не обрекайте их на обсуждение слухов и домысливание. Любому сотруднику проще и спокойнее работать, понимая свои перспективы на как можно более долгий срок. Атмосфера доверия поможет Вам сплотить вашу команду, добиться более эффективной и слаженной работы.
Не забывайте о дисциплине. Не секрет, что в ИТ-отделе работают специалисты, присутствие которых на рабочем месте с 10 утра не всегда является критически важным. Однако в условиях, и без того тревожных, сохранить команду, оградить её от излишних санкций, а также произвести хорошее впечатление на вышестоящее руководство поможет дисциплина, следование корпоративной культуре, соблюдение дресс-кода. Это снизит риск возникновения немотивированного раздражения и возможность попасть «под горячую руку».
Работайте на перспективу. Возможное снижение расходов на IT, замедление роста инфраструктуры, уменьшение количества рабочих мест можно трактовать и иначе... Теперь у вас может оставаться чуть больше времени на повышение собственной квалификации, и квалификации ваших подчиненных. В пользу этого говорит и то, что многие тренинговые компании сейчас вынуждены снижать цены, поэтому вы могли бы пойти на курсы, которые раньше были вам не по карману. В общем, кризис - это время делать задел на будущее./p>
Анна Баратова, директор по персоналу компании Aladdin