31.07.2020

Переход КИИ на российское ПО и оборудование: проблемы и перспективы

Портал Itweek.ru, июль, 2020
<p>Экспертный комментарий Андрея Волкова, руководителя отдела развития доверенной платформы компании "Аладдин Р.Д."</p>

В мае этого года появился проект указа Президента, согласно которому объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны быть переведены на преимущественное использование российского программного обеспечения с 1 января 2021 г. и оборудования с 1 января 2022 г. В настоящее время проходит общественное обсуждение данного проекта. Требования к программному обеспечению и оборудованию, используемому на объектах КИИ, правительство должно утвердить до 1 сентября 2020 г.

Такой поворот событий означает существенное расширение программы импортозамещения, которая до сих пор в основном затрагивала госорганы и некоторые госкомпании, а теперь может распространиться на целые сектора экономики. Ведь к объектам КИИ относятся сети и ИТ-системы госорганов, научных и кредитно-финансовых организаций, а также предприятий оборонной, топливной и атомной промышленности, транспорта, энергетики и других отраслей. Всего под закон подпадают 13 секторов экономики, на которые приходится порядка 55% ВВП.

В данном обзоре представители ИТ-компаний обсуждают проблемы, которые могут возникнуть у владельцев КИИ при реализации этого указа, возможные способы их решения, а также то, на какие моменты следует обратить внимание ходе общественного обсуждения проекта.

Готовы ли владельцев КИИ к переходу в заданные сроки?

Согласно проекту указа владельцы КИИ смогут использовать только софт, который перечислен в реестрах произведенных в России и странах ЕАЭС программ, и только оборудование, упомянутое в реестре российской радиоэлектронной продукции.

Смогут ли организации за полгода выполнить эти требования по софту и за полтора года по оборудованию?

По мнению наших экспертов, одним из способов решения перечисленных проблем мог бы стать более гибкий подход к реализации перехода на российское ПО и оборудование, учитывающий особенности отраслей и масштаб компаний и растянутый по времени.

Кроме того, было бы целесообразно распространить действия указа только на вновь создаваемые или модернизируемые объекты КИИ. Тогда организации смогли бы избежать значительных трат и осуществлять замену оборудования и ПО в рамках запланированных процессов модернизации и развития. При таком варианте постепенная замена заняла бы несколько лет.

Что следует уточнить или изменить

В проекте указа говорится, что владельцы КИИ должны провести аудит своего ПО и оборудования, а иностранные продукты можно будет применять, только если они не имеют аналогов в отечественных реестрах. При этом за техподдержку и модернизацию софта и оборудования должны отвечать российские организации, не находящиеся под прямым или косвенным контролем иностранных компаний или физлиц.

Такая формулировка вызывает ряд вопросов. Как следует проводить аудит? Что имеется в виду под аналогами? Неясным является и термин «преимущественное использование». Эксперты указывают на то, что уточнения позволят значительно снизить количество конфликтных ситуаций.

Чёткие критерии необходимы и для преодоления рисков, на которые указал Андрей Волков, руководитель отдела развития доверенной платформы компании "Аладдин Р.Д.": "Здесь возникает огромная ниша для разного рода дельцов, предлагающих „отечественный“ продукт, но не несущих практически никаких затрат на его создание и разработку. Насколько будет „русифицированный“ китайский маршрутизатор третьего эшелона лучше продукта Cisco или Juniper? Честно ли давать преференции компании, которая переименовывает Linux или LibreOffice и даже не способна обеспечить качественную поддержку своего продукта? Куда в итоге уходят деньги, которые государство в виде льгот и субсидий хотело дать настоящим отечественным разработчикам? Думаю, в этой ситуации и операторы КИИ, и отечественные разработчики только потеряют".

Охота пуще неволи

Изначально владельцы КИИ ориентировались на зарубежное ПО, опираясь на стоимость самого решения и его интеграции. Потом начался процесс импортозамещения. Но он был инициирован государством и им же регулировался, а ведь, как известно, добровольные действия гораздо эффективнее принуждения. Какие стимулы, кроме принудительных, могли бы подстегнуть процесс импортозамещения на объектах КИИ? Наши эксперты предложили несколько идей.

Главный мотив — экономический. Ведь переход на отечественную инфраструктуру — это очень дорогой проект, поэтому самое важное — сделать покупку российского ПО и оборудования выгоднее, чем иностранного, считает Андрей Евдокимов. Как полагает Дмитрий Бурлаков, затраты, понесенные компаниями от замены иностранных решений и оборудования, должны полностью окупиться. Здесь пригодятся налоговые льготы на длительный срок, беспроцентные кредиты, существенное снижение стоимости владения отечественными решениями и т. д.

При этом стимулировать следует не только владельцев КИИ, но и отечественных разработчиков. Ведь многие продукты в стране не разрабатываются и не производятся, сказал Андрей Волков: "Их создание с нуля потребует значительного времени и затрат. К тому же продукт, созданный только с расчётом на отечественный рынок, может оказаться слишком дорогим, поскольку зачастую лишен возможности выхода на международный рынок, так как вынужден решать узкоспецифические задачи, поставленные текущим законодательством. Из-за этого расходы на его разработку сложно будет восполнить продажами по привычным нам ценам импортных продуктов".

По словам наших экспертов, стимулом для разработчиков может стать предоставление более доступных льготных финансовых инструментов для разработки и внедрения отечественных ИТ-продуктов, сохранение нулевой ставки НДС и проработка вопросов, касающихся увеличения закупок отечественного ПО госструктурами.

Важную роль могли бы сыграть современные методы продуктового маркетинга, такие как всевозможные реестры, содержащие описание российских продуктов и контакты соответствующих организаций, а также консультационные центры, субсидируемые государством или отраслевыми сообществами.