08.04.2011

На рынке ридеров для смарт-карт наступает горячая пора

iBusiness.ru, апрель, 2011
<br>Комментарий С.Л. Груздева, генерального директора компании "Аладдин Р.Д."

Россиян все-таки решено «посчитать». С применением высоких технологий. Ибо технологии аналоговые — в духе состоявшейся недавно переписи населения — явно не способны обеспечить требуемой эффективности. Проект Национальной платежной системы, столичный закон о внедрении универсальной электронной карты и ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» — события вовсе не разрозненные, а, напротив, тесно связанные.

Политические, экономические, фискальные и прочие интересы, преследуемые государством — тема отдельного обсуждения. Для поставщиков ИТ важнее другое. Активизация в сегменте средств идентификации — факт очевидный. Спрос на соответствующие технологические решения в ближайшие годы будет нарастать, что подтверждают сами игроки этого рынка.

Достаточно оценить масштабы внедренческих работ в одной только столице: в декабре мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что уже начиная с 2011 года городские власти начнут выпуск универсальных электронных карт, которые заменят гражданам полисы обязательного медицинского и пенсионного страхования, а кроме того станут универсальным ключом для получения обширного списка услуг (в том числе доступных ныне по предъявлении социальной карты москвича).

«…Важно, — заявил тогда Дмитрий Медведев, — чтобы соответствующая инфраструктура использовала высокоскоростные каналы связи и была удобна для пользователей, для обычных людей».

10 марта в Горках при участии президента РФ состоялось обсуждение ближайших перспектив создания национальной платежной системы. «…Важно, — заявил тогда Дмитрий Медведев, — чтобы соответствующая инфраструктура использовала высокоскоростные каналы связи и была удобна для пользователей, для обычных людей, поскольку наша сегодняшняя цель заключается не в том, чтобы создать какую-то идеальную модель или же просто запустить какой-то новый проект, а в том, чтобы те пластиковые карты, которые лежат в карманах наших граждан, использовались не один раз в месяц, для того чтобы снять наличность в банкомате, а именно использовались в соответствии с многофункциональным назначением соответствующей карты: возможностью платить за услуги, покупки, получать социальные выплаты и совершать самые разные сделки, в которых заинтересованы наши граждане».

Кроме того глава государства отметил: «До сих пор у значительной части, у подавляющей части наших людей расчёты за услуги, покупки, коммунальные платежи прежде всего ассоциируются с наличными в кармане, а весь мир уже живёт совершенно по другим законам. И хотя у нас довольно активно используются международные платёжные карты, но тем не менее их использование довольно существенно отличается от использования соответствующих платёжных карт в других странах».

У этих инициатив достаточно противников. В том числе среди тех, кто за любым технологическим нововведением видит недремлющее око Большого брата. А вот с точки зрения российских ИТ-компаний это всего лишь крупные федеральные проекты, в которых обязательно следует участвовать.

Так, в компании «Аладдин Р.Д.», специализирующейся в том числе на поставках комплексных систем аутентификации, уверены: в 2012-2014 годах следует ждать настоящего бума в сегменте смарт-карт и считывающих устройств для них.


Сергей Груздев полагает, что в 2012-2014 годах следует ждать настоящего бума в сегменте смарт-карт и считывающих устройств для них

Момент для российских разработчиков наступил довольно удачный. Если бы власти выступили с подобными инициативами лет пять назад, когда доминирующие позиции на рынке средств аутентификации занимали исключительно зарубежные игроки, шансов воспользоваться открывающимися возможностями у «отечественного производителя» было немного. Еще в 2005 году диагноз аналитиков звучал предельно жестко: «Претендовать на сегмент массового рынка российские разработки пока не могут, их ниша — рынок спецприложений». «Иностранцы» по-прежнему сильны на этом рынке. Однако российским компаниям удалось существенно сократить отставание. А некоторых нишах (таких как выпуск смарт-карт) отечественные поставщики вышли на лидирующие позиции (в том числе благодаря протекционистским мерам правительства).

В 2010 году российский рынок аутентификации, по словам генерального директор «Аладдин Р.Д.» Сергея Груздева, уже выглядел вполне зрелым, а его участники начали «отдавать себе отчет в том, что информационная безопасность должна начинаться с аутентификации пользователя». Сегмент В2С-решений в сфере аутентификации продемонстрировал двукратный рост (а по некоторым направлениям и трехкратный) — прежде всего за счет бурного развития услуг интернет-банкинга, расширения практики проведения электронных торгов и все более массовому использованию услуг по сдаче электронной отчетности. Оформился и сегмент G2C: появились проекты, инициированные государством (и прежде всего связанные с планами расширения спектра услуг, предоставляемым гражданам дистанционно). Что же касается 2011 года, то он пройдет, по оценкам Груздева, под флагом запуска новых масштабных проектов именно в «государственном» сегменте рынка аутентификации.

В бизнесе «Аладдин Р.Д.», по собственным данным, уже около 80% объемов продаж приходится на собственные разработки и сертифицированные продукты. Компания уходит от дистрибьюторской модели бизнеса к вендорской, активно продвигая через партнеров свои решения. Так, в 2010 году бизнес партнеров, связанный с продвижением решений «Аладдин Р.Д.» на российском рынке, вырос более чем на 46%, а их число превысило 700 компаний.

Cоответствующие решения должны предоставлять пользователям максимально простые интерфейсы: «Все должно быть просто как езда на трехколесном велосипеде»

«Это подтверждает правильность принятого нами стратегического курса на развитие партнерских взаимоотношений с ведущими системными интеграторами, дистрибуторами, разработчиками систем защиты информации и прикладных систем, а также компаний, предоставляющих услуги в области информационной безопасности», — говорит Груздев. По его оценкам, 2010 год стал «лучшим за всю историю компании». Общий объем продаж составил 794 миллиона рублей, что на 36% больше по сравнению с 2009 годом, и на треть превышает показатели 2008 года.

Следующем шагом для обеспечения задач, связанных и развитием рынка смарт-карт и ридеров для них, а также с распространением электронных услуг, может стать создание решений для обеспечения работы из так называемой недоверенной среды. Проще говоря, пользователи должны получить возможность подключаться к любым компьютерам, из любой операционной системы, из любого браузера и любого приложения, без предварительной установки драйверов и дополнительного ПО.

По словам Сергея Груздева, для производителя решить эту задачу — вполне достойная и очень интересная цель. Ведь пока для того, чтобы воспользоваться, например, любой электронной услугой через Интернет, приходится учитывать массу ограничений. Кроме того соответствующие решения должны, по словам Груздева, предоставлять пользователям максимально простые интерфейсы: «Все должно быть просто как езда на трехколесном велосипеде». В этом, кстати говоря, гендиректор «Аладдин Р.Д.» видит еще и новый, актуальный тренд на рынке информационной безопасности. Ведь в течение долгого времени поставщики ИБ-решений уверяли заказчиков, что безопасность «удобной» не бывает.