19.06.2009

Ключи от информации. Часть 2

Майкл Демидов, Softkey.info<br />Интервью Шахнозы Салмановой, директора по маркетингу Aladdin

Игроки рынка средств информационной безопасности в России, несмотря на кризис, в целом придерживаются сдержанно-оптимистических прогнозов, полагая, что в компаниях только в последнюю очередь станут экономить на защите данных. В прошлом номере Softkey.info о своем видении этого рынка рассказывала Шахноза Салманова, директор по маркетингу компании Aladdin. Во второй части интервью речь пойдет об итогах 2008 года и планах развития бизнеса.


– Каким вы оцениваете итоги 2008 года применительно к Aladdin?

2008 год стал для Aladdin годом стабильного качественного роста, что прежде всего отразилось на уровне реализуемых проектов в области информационной безопасности. Успешное завершение года – результат планомерной проектной работы компании и ее партнеров в госсегменте, в банковской, нефтегазовой и телекоммуникационной отраслях. По итогам деятельности за 2008 год Aladdin занимает 53-е место в рейтинге РА "Эксперт" среди крупнейших компаний, работающих на российском рынке информационных и телекоммуникационных технологий. Компания смогла подняться на рекордные для себя 12 пунктов относительно аналогичного показателя за 2007 год в сводной таблице рейтинга. Кроме того, журнал "КоммерсантЪ-Деньги" на днях представил седьмой по счету рейтинг российских ИТ-компаний, составленный по результатам 2008 года. Как отмечают аналитики, кризис сказался и на рынке ИТ, но пока эти изменения не кажутся драматичными. По данным рейтинга, компания Aladdin заняла 12-е место в ТОП-15 "Дистрибуция и розничная торговля". Рост по направлению дистрибуции по итогам 2008 года составил 32,1%. Стоит отметить, что в целом в данный блок рейтинга вошли лишь два игрока рынка информационной безопасности, среди которых компания Aladdin оказалась впереди.

Отдельно стоит упомянуть успешное развитие в 2008 году партнерской сети Aladdin, которая теперь содержит около 300 компаний из 40 регионов России и стран СНГ. Мы запустили программы обучения и повышения квалификации партнеров, разработанные совместно с ведущими учебными центрами, а также создали новый формат обучения для партнеров и заказчиков - Aladdin Security Day. За 2008 год в рамках ASD обучено около 800 специалистов.


– Как отразилось слияние AKS с SafeNet (появились ли новые продукты, инновационные технологии, изменились цены)? Если оно еще не завершилось, дайте, пожалуйста, прогноз изменений для мирового и отечественного ИБ-рынков.

Основная цель сделки AKS и SafeNet - укрупнение бизнеса и связанное с этим процессом увеличение рыночной доли. После принятия решения об объединении новообразованный альянс автоматически вышел в пятерку мировых лидеров в области обеспечения информационной безопасности на международном рынке. По заявлению глав объединенных компаний основными задачами в рамках сотрудничества являются развитие инновационных технологий и расширение линейки продуктов за счет решений, предлагаемых Aladdin Knowledge Systems и SafeNet.

Абсолютно все ключевые продуктовые бренды – eToken, eSafe и HASP SRM – не только сохранены, но и получат новое технологическое развитие и совершенствование благодаря усиленной команде инженеров, разработчиков, специалистов по продажам. Основными приоритетами для нас по-прежнему являются разработка продуктов и решений нового поколения, в том числе комплексов, основанных на синергии технологий информационной безопасности, предлагаемых Aladdin и SafeNet, а также обеспечение наших партнеров и заказчиков качественной и своевременной поддержкой.


– Какие новые продукты Aladdin пользовались популярностью в 2008 году в направлении аутентификации? Опишите образ покупателей таких решений: какие секторы экономики они представляют, какова численность сотрудников в этих компаниях?

Бизнес Aladdin строго диверсифицирован. Самый крупный сегмент, доля которого в бизнесе Aladdin составляет более 50%, - это решения для обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам на базе электронных ключей eToken. Потребителями таких решений чаще являются компании, принадлежащие к крупному корпоративному, а также государственному секторам, это своего рода пионеры освоения технологий информационной безопасности. Это зрелые заказчики, которым нужны инфраструктурные решения для обеспечения стабильной платформы для бизнес-процессов. Компании этого типа характеризуются длительным циклом продаж, значительной протяженностью первого пилотного этапа, но в итоге, когда решение принято, технология внедрения отработана - тендеры повторяются, идут постоянные закупки и поставки десятками тысяч. Комплексная работа партнеров-интеграторов с таким заказчиком включает также консалтинговые услуги, техподдержку, обучение специалистов заказчика. Однако в числе потребителей решений на базе eToken все большую долю занимают небольшие компании и частные лица. Информационные технологии проникают во все аспекты нашей жизни, и даже использование USB-ключей для формирования ЭЦП при сдаче налоговой отчетности или проведении банковской транзакции через интернет-канал постепенно становится обычным явлением. Мы надеемся, что уже скоро число наших потребителей в сегменте частных клиентов станет весьма значительным.


– Какую долю от всего рынка ИБ в России занимают решения от Aladdin? Как изменяется она в последние два года? Дайте ваш прогноз на 2009 год.

Традиционно Aladdin занимала и занимает порядка 70% рынка средств аутентификации на основе eToken – ключа, фактически ставшего корпоративным стандартом на рынке Enterprise. Примерно такая же доля – 2/3 рынка – принадлежит направлению защиты программного обеспечения на базе HASP – аппаратных и программных ключей защиты и лицензирования ПО.

Направление контентной фильтрации сейчас активно развивается, но рынок еще не сформирован, поэтому говорить о долях еще рано. С точки зрения планов компания Aladdin намерена закрепить за собой ведущую позицию на рынке шлюзовых контентных фильтров, предназначенных для очистки трафика в сетях xSP-провайдеров и крупных корпораций сегмента Enterprise. В вопросах шифрования данных компания Aladdin всегда являлась и является технологическим лидером. Отмечу, что линейка сертифицированных ФСТЭК продуктов Secret Disk, включающая редакции для защиты данных на серверах, рабочих станциях и персональных компьютерах, получила новый импульс для повышения спроса в связи с появлением требований регуляторов рынка (в частности, нормативной базы по защите персональных данных).

Прогнозы в условиях нестабильной экономической ситуации – дело неблагодарное. Но рискну предположить, что описанные выше наиболее востребованные технологии превратятся в тенденции рынка. Это решения на основе USB-ключей eToken и решения для шифрования данных. В ближайшие два года мы не ожидаем падения спроса на ключи защиты и лицензирования ПО и возлагаем большие надежды на развитие рынка решений для очистки трафика.


&nadsh; Совсем недавно появился новый продукт "1С-Битрикс: Управление сайтом 8.0", в котором реализованы несколько технологий по защите веб-приложений. В чем заключалось участие Aladdin в проекте?

Технологическое сотрудничество Aladdin с "1С-Битрикс" призвано повлиять на ситуацию, связанную с недопустимо низким уровнем защищенности веб-ресурсов. Именно усиление функций безопасности является основной задачей продукта "1С-Битрикс: Управление сайтом 8.0" со встроенным модулем "Проактивная защита". Вклад Aladdin в проект "1С:Битрикс" заключается в том, что в восьмой версии продукта существенно усилена функция аутентификации на веб-ресурсах благодаря использованию технологии одноразовых паролей (One Time Password - OTP). Возможность подтверждения подлинности пользовательских данных реализована на базе электронных ключей Aladdin eToken PASS. При нажатии кнопки на корпусе eToken PASS дисплей устройства отображает одноразовый пароль (OTP-PIN). Данный пароль действует только в течение одного сеанса связи, следовательно, пользователь может не беспокоиться о том, что пароль будет подсмотрен или перехвачен. Однако мы не остановились на достигнутом в сотрудничестве с "1С:Битрикс". Работы продолжаются, и я надеюсь, что вскоре мы постараемся представить и другие совместные разработки.


– Какие новые партнеры и клиенты появились у компании в 2008 году? Увеличилось ли их число после получения сертификатов ФСТЭК?

Партнерская сеть Aladdin постоянно расширяется, однако критерием для нас как для вендора всегда было не количество, а качество. В частности, новая партнерская программа, представленная нашим партнерам на мартовской конференции в начале этого года, закрепляет такие важные требования к партнерам, как глубокие знания продуктовых линеек Aladdin, подтвержденные сертификатом компании, успешная проектная деятельность и активное продвижение технологий Aladdin.

Получение в течение 2008 года четырех сертификатов на продукты Aladdin, конечно, повысило интерес заказчиков из числа государственных и крупных корпоративных организаций к нашей продукции, а активная работа наших технологических партнеров из числа удостоверяющих центров и разработчиков систем ДБО обеспечила интерес частных пользователей к решениям Aladdin.


– Над развитием каких направлений и решений сейчас идет работа в компании? Какие продукты в 2009 году получат обновление, появятся ли новые решения, в том числе и в сотрудничестве с другими компаниями?

В сотрудничестве с технологическим партнером – компанией InfoWatch - мы готовимся представить рынку комплексный продукт для защиты конфиденциальных данных от утечки по внешним каналам (Интернет, электронная почта) и непосредственно с рабочих мест (защита от инсайдеров). Основное преимущество нового решения заключается в применении уникальных технологий контроля входящего и исходящего почтового, а также веб-трафика, реализуемого продуктами InfoWatch Traffic Monitor и Aladdin eSafe. Совместный функционал позволит анализировать шифрованный трафик, передающийся по HTTPS-протоколу. Кроме того, мы планируем существенно расширить линейку для аутентификации. В начале следующего полугодия мы представим ряд новых решений для обеспечения безопасности в системах дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, классический "клиент - банк"). Свое продолжение получит направление работы по защите баз данных, в частности, мы планируем выпуск нового продукта линейки eToken, который позволяет использовать российскую криптографию для защиты персональных данных в среде Oracle и обеспечивает соблюдение норм законодательства РФ и требований руководящих документов.


– Как давно происходит сотрудничество Aladdin с интернет-супермаркетом Softkey.ru?

Сотрудничество Aladdin и Softkey началось в 2002 году. Веб-ресурс компании Softkey – дистрибутора, имеющего широкую партнерскую сеть - мы рассматривали прежде всего как первую и единственную на тот момент торговую площадку для розничной продажи продукта Secret Disk. С тех пор линейка решений Aladdin, предлагаемых Softkey, существенно расширилась: сегодня здесь представлен модельный ряд средств аутентификации eToken для обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам, широкая линейка продуктов для усиления штатных функций безопасности операционных систем и приложений (например, eToken Web Sign On, eToken Network Logon). Значительно "выросло" и семейство решений Secret Disk для защиты персональных данных и конфиденциальной информации: на Softkey.ru представлены и сертифицированные версии продукта, и редакции для защиты данных на ноутбуках, серверах, ПК. Смело можно сказать, что Softkey – один из самых крупных дистрибуторов на российском рынке, пример качественного и оперативного обслуживания и выполнения заказов. Именно поэтому мы доверяем Softkey продвижение и продажи своих не самых простых продуктов. К слову, модель eToken PASS, применяемую в продукте "1С-Битрикс: Управление сайтом 8.0", можно приобрести по специальным ценам только на Softkey. Это эксклюзивное предложение, которое мы намерены развивать совместно с нашим партнером - "1С:Битрикс" – именно через партнерский канал Softkey. Кроме того, с коллегами из Softkey Aladdin давно поддерживает теплые дружеские отношения. В связи с этим хотелось бы пожелать команде Softkey успехов в работе и новых идей!