23.08.2006

Как защитить компанию от кражи баз данных

Финансовая газета-ЭКСПО №8/2006, Ника Комарова

С ростом информатизации компаний риски, связанные с утечкой конфиденциальных данных, фактически вышли на первое место, оставив позади проблемы спама и вирусных атак. Очевидное смещение фокуса современных ИТ-угроз в сторону внутренних рисков, исходящих от собственного персонала компании, обусловило необходимость разработки и активного внедрения новых технологий защиты. Теперь уже – от инсайдера, легального сотрудника компании.

К фундаментальным принципам построения любой системы безопасности, и информационной в том числе, относится определение личности или идентификация. Для того чтобы понять, кто пытается войти в систему, обычно используется некий уникальный признак, который отличает пользователя – так называемый идентификатор. Субъекты, желающие получить доступ, предъявляют свой идентификатор системе. Соответственно пользователи с известными системе идентификаторами считаются легальными (законными), остальным доступ к системе закрыт.

После завершения процесса идентификации система должна "понять" тот ли это пользователь, за которого он себя выдает, поэтому далее следует процедура аутентификации. В ходе этого процесса производится проверка подлинности субъекта, позволяющая достоверно убедиться в том, что пользователь, предъявивший свой идентификатор, на самом деле является именно тем субъектом, идентификатор которого он использует. Для этого он должен подтвердить факт обладания некоторой информацией, которая может быть доступна только ему одному (пароль, ключ и т.п.). Опознание пользователя на основе пароля – пример так называемой однофакторной аутентификации. Понятно, что проверка пароля – не гарантия надежности, поскольку невозможно персонифицировать пользователя и ограничить его права.
Далее следует авторизация – это процедура предоставления субъекту определенных прав доступа к ресурсам системы после прохождения им процедуры аутентификации. Для каждого субъекта в системе определяется набор прав, которые он может использовать при обращении к ее ресурсам.

Для того чтобы обеспечить управление и контроль над данными процедурами, дополнительно используются такие процессы как:

  • администрирование. В данном случае это процесс управления доступом субъектов к ресурсам системы;
  • аудит – процесс контроля (мониторинга) доступа субъектов к ресурсам системы, включающий протоколиро-вание действий субъектов при их доступе к ресурсам системы в целях обеспечения возможности обнаружения несанкционированных действий.

Современные методы аутентификации основываются на множественных факторах (существует и широко применяется двухфакторная аутентификация, известны примеры трехфакторной аутентификации). Например, двухфакторная аутентификация пользователя проводится не только на основе того, что пользователь знает (пароль), но и того, что он имеет (какой-либо персональный идентификатор). В качестве такого идентификатора часто выступает, так называемый, "токен" – электронный ключ для доступа к корпоративным ресурсам. Данное средство аутентификации может выпускаться также и в виде смарт-карты, как, например, широко распространенный на российском рынке eToken от российской компании Aladdin. Остановимся на этом примере подробнее и определим возможности упомянутого ключа для защиты конфиденциальной информации, хранящейся в базе данных. В качестве примера возьмем наиболее распространенную на сегодняшний день систему управления базами данных (СУБД) производства корпорации Oracle.

В защищенной памяти eToken находится цифровой сертификат X.509, поддерживаемый СУБД Oracle. Именно этот сертификат обеспечивает реализацию авторизованного и контролируемого доступа к базе данных (БД). Таким образом, все действия пользователя фиксируются , что позволяет не только находить виновного в случае инцидента, но и проводить профилактику нарушений службой безопасности компании. В случае если пользователь неоднократно пытается получить доступ к данным, на просмотр которых у него нет прав, он попадает в категорию нелояльных пользователей и на него могут быть наложены административные санкции.

Лояльный сотрудник не имеет намерений дискредитировать свою компанию или воспользоваться ее ресурсами в личных целях. Однако при защите базы данных различными паролями (часто для каждого ресурса БД предусмотрен свой пароль), причем, как можно более качественными, ведь степень защиты напрямую зависит от этого критерия пароля, может сложиться обратная ситуация. Попробуйте запомнить пароль Rtv23k#ldЬГЖ09к%~KL~Rr/. А теперь представьте, что таких паролей у вас семь. Во-первых, это сложно запомнить. Во-вторых, легко ошибиться при вводе. В-третьих, можно, как вариант, записать свой пароль или пароли на бумагу и тем самым полностью свести на нет все усилия по защите.

Защита с помощью электронного ключа

Таким образом, одним из важнейших "кирпичей" в построении системы защиты от внутреннего злоумышленника является строгая аутентификация и контроль доступа к базе данных в соответствии с ролевым управлением. Это дает возможность персонализировать доступ пользователей и существенно снизить риск отказа пользователей от совершенных ими действий.

Итак, смарт-карта  или USB-ключ – это осязаемый носитель, который выдается корпоративному пользователю под личную подпись, после чего все действия, производимые с помощью этого носителя, будут приписаны именно этому пользователю и ответственность за них также придется нести ему.

Компания Aladdin, используя встроенные в СУБД Oracle средства защиты информации, разработала программное обеспечение (ПО) для клиентских станций "Защищенный клиент для Oracle" на базе eToken. Широкие возможности электронного ключа eToken позволяют использовать его в системах, построенных на базе Инфраструктуры Открытх Ключей (PKI – Public Key Infrastructure) (Entrust, Microsoft CA, RSA Keon, Удостоверяющих Центров и др.), в системах юридически значимого документооборота в качестве носителя ключевой информации, а также для защиты электронной почты, организации защищенных каналов передачи данных с использованием Интернет (VPN, протоколы IPSec и SSL), защиты Web-серверов и приложений электронной коммерции.

Механизм двухфакторной аутентификации при доступе к СУБД с использованием электронного ключа позволяет на порядок повысить уровень ИБ, проводить постоянный аудит всех действий в системе, а также полностью исключить перехват идентификационной информации пользователя потенциальным злоумышленником. Важным преимуществом решения "Защищенный клиент для Oracle" является тот факт, что его применение не требует внесения изменения в оригинальное ПО компании. Рассмотрим подробнее применение строгой двухфакторной аутентификации в Oracle для архитектуры приложения клиент – сервер.

Описываемое решение позволяет успешно бороться с такими частыми "пробелами" системы ИБ, как парольный доступ и хранение ключевой информации и цифровых сертификатов на незащищенных носителях (дискетах, в памяти компьютера и др.). Во-первых, необходимые сертификаты записаны непосредственно на чип в смарт-карты или USB-ключа eToken. Во-вторых, секретный (или закрытый) ключ находится в защищенной памяти eToken и никогда оттуда не извлекается, а все операции с ним выполняет встроенный в карту криптопроцессор. Таким образом, сертификаты приобретают такое важное качество как "мобильность" – работать с приложениями Oracle можно с любой рабочей станции и от имени любого пользователя корпоративной сети.

Непосредственно сам процесс аутентификации стандартно проходит в два этапа:

  • запрос на выбор сертификата (в зависимости от выбранного сертификата пользователь будет работать с определенной БД с заданными сотрудником безопасности правилами). Если сертификат единственный – он выбирается по умолчанию;
  • запрос PIN-кода смарт-карты для авторизации на операции с закрытым ключом.

Стоит отметить, что сетевой обмен между клиентом и сервером происходит по соединению, защищенному определенным криптоалгоритмом, что предотвращает попытки кражи информации на сетевом уровне. Все приложения, работающие с Oracle, будут функционировать с рассмотренным методом аутентификации без каких-либо дополнительных доработок.

Однако для защиты баз данных не только от рядовых сотрудников компании, но и от администраторов тех же баз данных, обладающих значительно большими правами и потому представляющих большую опасность, требуются иные – более мощные средства безопасности. Выборочное (или селективное) шифрование этих полей БД с помощью стойкого криптоалгоритма позволит хранить важнейшую информацию в "нечитаемом" виде для всех тех, кому не разрешен доступ к полям, представляющим сферу особого интереса потенциального инсайдера. При этом пользователи, относящиеся к категории привилегированных и имеющие право на работу с такими данными, могут обладать ключом и алгоритмом расшифрования полей БД.

В зоне доступа

С учетом тенденции к территориальному распределению у компаний, имеющих или развивающих бизнес на развертывании удаленной сети филиалов или использовании мобильных рабочих мест, особое внимание стоит уделить организации удаленного доступа к базам данных, так как риски перехвата конфиденциальной информации при дистанционной работе с БД существенно возрастают.

Сегодня наиболее безопасной является реализация удаленного доступа к приложениям Oracle с использованием защищенного SSL-протокола, обеспечивающего надежную защиту передаваемой информации.

Такое соединение осуществляется в два этапа – сначала, в ходе двусторонней аутентификации сервера и пользователя, происходит установление SSL-сессии, в результате которой подтверждается подлинность обеих сторон, а на втором этапе обеспечивается защита обмена данными посредством шифрования канала (в результате чего передаваемая информация, согласно российскому законодательству, приобретает такие свойства, как конфиденциальность и целостность).

Таблица. Типовые угрозы и технические методы противодействия им с помощью технологий, основанных на применении встроенных в Oracle средств PKI


Угроза Метод противодействия Описание

Кража или использование чужой учетной записи (из-за отсутствия защиты учетной записи) Аутентификация по цифровому сертификату Использование механизма SSL аутентификации

Использование известных паролей, установленных по умолчанию (если он не был переустановлен пользователем) Аутентификация по цифровому сертификату Отказ от паролей, переход на SSL аутентификацию с использованием сертификатов

Кража пароля (например, с использованием ПО для перехвата вводимых паролей)

Подбор пароля (например, методом перебора по словарю)

Перехват пароля во время передачи по сети

Взлом пароля ключевого контейнера
Кража или копирование ключевого контейнера или его резервной копии
Закрытый ключ хранится как не экспортируемый в защищенной памяти смарт-карты или USB-ключа Использование смарт-карт технологий для безопасного хранения закрытых ключей

Перехват закрытого ключа (в момент его использования с помощью специального ПО) Аппаратная реализация криптографических операций в смарт-карте или USB-ключе (например, eToken PRO) Использование смарт-карт технологий для аппаратного выполнения криптографических операций (SSL) в процессоре карты без "выхода" закрытых ключей наружу

Кража электронного ключа Доступ к защищенной памяти eToken, в которой хранятся закрытые ключи, защищен PIN-кодом На примере eToken: В рассматриваемом ключе реализован контроль длины и качества задаваемого пользователем PIN-кода и запрет использования "слабых" комбинаций (может задаваться в групповых политиках). При форматировании eToken PRO имеется возможность задания количества неправильно введенных подряд PIN-кодов (пользователя и/или администратора), после чего eToken блокируется.

Подбор PIN-кода электронного ключа Задание уровня сложности вводимых пользователями PIN-кодов и блокирование электронного ключа после n подряд введенных неправильных значений

Копирование закрытых ключей в другой eToken На примере eToken: доступ к защищенной памяти eToken, в которой хранятся закрытые ключи, защищен PIN-кодом. Закрытые ключи не могут быть экспортированы из eToken PRO На примере eToken: закрытые ключи, сгенерированные eToken или импортированные в него, хранятся в закрытой памяти смарт-карты и не могут быть из нее извлечены (это подтверждается международными сертификатами безопасности ITSEC Level E4, FIPS 140-1 – Level 2, 3.)

Перехват трафика между ключом электронного ключа и компьютером Защищенный обмен данными Предусмотрена возможность шифрования трафика с использованием Secure Messaging по алгоритму 3DES (CBC)

Перехват передаваемых по сети данных Шифрование сетевого трафика Использование SSL протокола для шифрования передаваемых по сети данных с помощью встроенных в Oracle алгоритмов симметричного шифрования


Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, для достижения максимальной эффективности в построении системы защиты баз данных и значительного снижения рисков, связанных с хищением конфиденциальной информации, необходимо применять:

  • персонализированный доступ, реализуемый с помощью строгой аутентификации пользователя, что позволяет существенно снизить риск отказа пользователей от совершенных ими действий;
  • шифрование трафика между клиентской рабочей станцией и сервером базы данных, что предотвращает попытки кражи информации на сетевом уровне;
  • селективное криптографическое преобразование тех данных, которые представляют "группу риска" с точки зрения интереса инсайдера;
  • хранение ключевой информации и цифровых сертификатов на персонализированном съемном носителе, например, на смарт-карте или USB-ключе, что позволит достичь неотказуемости от совершенных действий и повысит личную ответственность сотрудника;
  • аудит критически важных с точки зрения безопасности действий пользователей в сети – это еще один важнейший момент, который необходимо учитывать каждой организации, оперирующей конфиденциальной информацией. Для снижения рисков "обхода" встроенных возможностей по аудиту желательно проводить его с помощью нештатных средств проверки и отслеживания излишней активности пользователей в сети.

Однако, как известно, стопроцентной защиты от всех возможных рисков просто не существует. Компании могут сколь угодно долго вкладывать средства в информационную безопасность и наращивать мощную технологическую базу, но самым слабым звеном любой системы по-прежнему будет оставаться человек. Именно поэтому в организациях необходимо разрабатывать и внедрять регламенты и политики безопасности, принимать организационные меры, а также регулярно проводить тренинги персонала по работе с конфиденциальными данными. Только при учете этих двух составляющих – сильной технологической базы и регулярной работы с сотрудниками – можно достичь действительно высоко уровня безопасности.