04.03.2013

ИТ в здравоохранении: Выполнено необходимое, но не достаточное

"Computerworld Россия", № 05(790), март, 2013
<br>Экспертный комментарий Алексея Сабанова, заместителя генерального директора компании "Аладдин Р.Д.", опубликованный в рамках обзора Ирины Шеян "ИТ в здравоохранении"

Участники рынка медицинских информационных технологий рассказывают об ожиданиях, связанных с 2013 годом.

До большинства российских клиницистов информационные технологии дойдут еще не скоро, в текущем году радикальных изменений в сфере медицинских ИТ не ожидается. В ближайшие месяцы предстоит обеспечить работоспособность создаваемых программно-аппаратных решений, встретить первые успехи и провалы. "Особое внимание будет уделяться интеграции информационных систем для создания целостных региональных сегментов ЕГИСЗ и их стыковке с федеральным сегментом", — отметила Татьяна Хожаева, руководитель группы по работе с партнерами в бюджетной сфере компании "1С".

Базовая информатизация здравоохранения продлена до 1 июля 2013 года, но есть основания полагать, что далеко не все регионы успеют провести необходимые мероприятия и к этому сроку. "К сожалению, объем решаемых задач и объем внедрений по многим регионам находится на минимальном уровне", — сказал Сергей Метелев, гендиректор компании "Сван". Кроме того, пока нет ясного понимания источников и объемов дальнейшего финансирования информатизации здравоохранения. Владимир Варфоломеев, управляющий партнер "СофТраст", надеется, что в 2013 году чиновники осознают, что информатизация — это не разовая акция, а непрерывный процесс, требующий организационного, кадрового, технического и финансового обеспечения.

"Во многом все будет зависеть от активности Минздрава, выделяемых бюджетов, а также контроля за их оптимальным использованием", — полагает Алексей Сабанов, замдиректора компании "Аладдин Р.Д.". В не меньшей степени реализация проекта ЕГИСЗ зависит от усилий регионов, активности медицинских информационно-аналитических центров, отвечающих за внедрение региональных сервисов. "Для скорейшего достижения успеха им нужно привлекать компетентных партнеров, владеющих комплексным подходом к автоматизации, — заявил Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями 'Энвижн Груп'. — Если трезво смотреть на ситуацию в стране, в полном объеме технологии войдут в клиническую практику в течение ближайших трех–пяти лет".

Большинство экспертов согласно, что массового внедрения ИТ в ежедневную деятельность медицинских работников следует ожидать не ранее 2015-2016 года. При этом от базовых ИС необходимо переходить к системам, которые помогают врачу принимать обоснованные решения относительно методов лечения, а также взаимодействовать с коллегами как внутри ЛПУ, так и в других организациях, отметил Сергей Лаванов, руководитель направления "ИТ в здравоохранении" представительства Philips в России и СНГ.

По мнению Игоря Гридина, гендиректора "Аксимеда", 2013 год должен стать переломным: или информационные технологии действительно станут важнейшим элементом деятельности российских врачей и их надежным помощником, или информатизация здравоохранения останется очередным проектом на бумаге. "Вопрос в том, что именно дадут ИТ российским клиницистам: если это будут системы как минимум третьего поколения по классификации Gartner, то, вероятнее всего, клиницисты воспримут их хорошо; если же до них дойдут системы первого-второго поколения (каких у нас большинство), то ими пользоваться не будут", — подчеркнул Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems.

"Пока ИТ-специалисты не начнут удовлетворять настоящие, а не выдуманные ими самими потребности системы здравоохранения, ничего не изменится", — заявила Виктория Сапрыкина, руководитель проектного офиса "Базис-Мед". По ее мнению, ЭМК и запись к врачу — совсем не первоочередные задачи, которые можно было решить с помощью ИТ.

Главная проблема информатизации неизменна — это отсутствие полной нормативной базы по медицинской документации в электронном виде, отсутствие регламентов информационного обмена, стандартов построения ИС в медучреждениях, четких и системных указаний по выстраиванию архитектуры региональных сегментов ЕГИСЗ и прикладных решений. Проводимые мероприятия часто не увязаны друг с другом, а методик оценки успешности информатизации по критериям, обозначенным весьма общо, нет, указала Сапрыкина.

На уровне федерации проект делался слишком несистемно, подтвердил Александр Гусев, замдиректора по развитию компании "Комплексные медицинские информационные системы": без стандартов, без нужных врачам федеральных сервисов, без продуманной государственной политики по сохранению конкуренции между разработчиками и повышению эффективности МИС. Поэтому ощутимого результата для клиницистов в ближайшее время ожидать не стоит. Концепция ЕГИСЗ задумана и реализовывалась как проект улучшения управляемости, не имея явной цели повысить качество медицинской помощи, улучшить условия и эффективность работы врача и медсестры. "Это можно и нужно исправлять, добиваться коррекции госполитики, доработки нормативной базы и улучшения регулируемости отрасли", — уверен Гусев. Важнейшее и самое первое условие такого исправления — начатое выстраивание отношений между Минздравом и профсообществом.

В 2013 году правильным шагом было бы создание консультационного совета из медицинского сообщества для формирования требований к информационным системам, доработка нормативно-методической и правовой базы, полагает Лаванов. Наиболее актуальным сегодня он считает создание правовой базы по оказанию медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий, введение цифровой подписи и легитимизацию данных и отчетности из информационных систем.