ИТ-поддержка учебного процесса
Компания BCC завершила проект по модернизации информационной инфраструктуры Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
В рамках проекта, выполненного с применением продуктов и технологий корпорации Microsoft и средств аутентификации Aladdin, факультет получил одну из наиболее совершенных информационных систем, функционирующих в российских государственных вузах.
Цель проекта - кардинально обновить аппаратные средства и системное ПО домена факультета, внедрить системы аутентификации по смарт-картам, установить терминалы для доступа к публичной информации, а также создать целый ряд новых информационных служб, что в совокупности позволило бы факультету обеспечить ИТ-поддержку учебного процесса на уровне самых современных требований.
Согласно техническому заданию, проект также предусматривал внедрение Web-портала, позволяющего студентам и аспирантам создавать и сохранять на нем свои работы, в том числе и через Интернет.
Одновременно предполагалась модернизация аппаратно-программного обеспечения службы архивного копирования с введением более строгого регламента, сводящего к минимуму риски потери информации.
После завершения проектирования, монтажа и настройки новой ИС, специалисты ВСС осуществили постепенную миграцию приложений и пользователей на новое оборудование и новые версии ПО.
Дополнительно модернизирована почтовая служба факультета (теперь предоставляет мобильный доступ, автоматическое администрирование почты по сценариям и т.д.), она выполнена на базе почтовой системы нового поколения Microsoft Exchange 2007.
Осуществление миграции произведено без остановки основных систем: студенты и преподаватели не почувствовали перерыва в обслуживании ни домена, ни почты.
Для реализации требований по контролю доступа, домен факультета оснащен службой сертификатов, которая совместно с программно-аппаратными решениями Aladdin обеспечивает работу системы двухфакторной аутентификации на базе смарт-карт eToken для 2,5 тыс. студентов и преподавателей факультета.
Все компьютеры в лабораториях и компьютеризированных классах вошли в общий домен и снабжены считывателями для смарт-карт. В результате каждый студент может под собственной защищенной учетной записью создать нужные ему файлы и сохранить их на портале SharePoint.
Для управления инфраструктурой смарт-карт, включающей выпуск, инициализацию, назначение прав, отзыв и другие функции, специалистами ВСС созданы рабочие места администраторов, оснащенные специальным оборудованием, в том числе цифровыми фотоаппаратами и принтерами, способными наносить изображение на смарт-карту.
Перед выдачей смарт-карты ее владелец фотографируется, затем изображение печатается на поверхности смарт-карты вместе с другими данными о пользователе. Это обеспечивает возможность визуального контроля и по функциональности фактически приравнивает персональную смарт-карту к электронному ID владельца.
В читальных залах библиотеки факультета установлены несколько десятков терминалов Wyse, оснащенных встроенными считывателями смарт-карт. С помощью этих терминалов пользователи получают доступ к ресурсам учебно-научной библиотеки факультета.
В лабораториях, где компьютеры были установлены ранее, имеющиеся клавиатуры заменены клавиатурами со встроенным считывателем смарт-карт. Таким образом, оборудование публичных мест было максимально упрощено, и при этом вероятность его кражи заметно снизилась.
В качестве аппаратной платформы проекта выбраны серверы HP ProLiant DL 380 и DL 360. Высокая надежность работы каждого сервера в отдельности, плюс дублирование некоторых функциональных ролей на двух серверах обеспечило отказоустойчивость аппаратной части информационных служб.
Хранение данных сосредоточено на дисковой полке HP MSA1000. Дисковая подсистема полки организована с использованием RAID 5 и RAID 10 с применением дублированных контроллеров. Такое решение позволило максимально защититься от однократного сбоя оборудования.
Василий Баракин, заместитель директора департамента системной интеграции BCC, отметил: «Новая ИС построена с использованием современных ИТ на последнем поколении оборудования. Она изначально проектировалась как масштабируемая. Если из-за возрастания нагрузки какие-то подсистемы не будут справляться с обработкой запросов, то можно будет нарастить вычислительную мощность или объем систем хранения за счет увеличения количества отдельных компонентов серверов».
Дмитрий Лютов, начальник информационно-аналитического центра, сказал: «В летнее время, когда студенты уйдут на каникулы, будет продолжено внедрение смарт-карт. В развитие ИС в течение 2008 г. планируется внедрить такую функциональность, как проверка почты на вирусы и спам с помощью Microsoft Forefront Client Security, а также осуществить последующую миграцию домена на Windows Server 2008».
Вице-президент BCC Сергей Канев отметил: «В нашей компании значительное развитие получили разработки специализированных систем автоматизации учебного процесса, которые позволяют вузам получить комплексное сбалансированное решение «под ключ» от одного подрядчика».