04.03.2009

ИТ-инфраструктура меняется вместе с бизнесом

Вадим Ференец, cio-world.ru

Вадим Ференец, cio-world.ru


В идеале, любая ИТ-инфраструктура должна соответствовать тем условиям, которые ставит бизнес. Эффективность ее функционирования может быть определена тем, насколько она позволяет менеджменту решать, возложенные на него задачи. Бизнес среда – весьма переменчивая величина, она изменяется постоянно. Соответственно, меняются условия функционирования компаний и требования к ИТ. Поэтому разговоры о том, что однажды ее выстроив, нужно только поддерживать систему, очень часто оказываются пустыми. И чем сложнее экономическая среда, тем порой масштабнее становятся вызовы перед ИТ-отделами.

Современные условия показали, что информационные технологии способны стать и становятся важнейшим элементом антикризисного управления. Они способны увеличить производительность труда, обеспечить прозрачность финансовых потоков, добиться полного контроля над производственными процессами, создать персонифицированные услуги и т.д. Для чего все это нужно? Компании стали «бегать» за каждым клиентом, учитывать каждый рубль издержек, повышать производительность труда сотрудников. Цель всего этого – преодолеть кризис и подготовиться к новому подъему.

Для каждой компании, вероятно, настало время выбирать собственную стратегию развития и совершенствования ИТ: время массовых, порой необдуманных и навеянных модой внедрений прошло. И вектор развития ИТ-инфраструктры становится в прямую зависимость от того, насколько существующие решения удовлетворяют бизнес. В зрелых компаниях это может быть внедрение комплексных систем управления, переход на сервисные платформы или аутсорсинг. Там, где наблюдается несоответствие возможностей ИТ и требований к ним, будет происходить точечная модернизация.

Однако не надо путать это с очередным витком «лоскутной автоматизации». Всем уже давно стало понятно, что лучше один раз создать промышленный, совместимый и масштабируемый компонент, чем всю оставшуюся жизнь заниматься доводкой и переделкой «самописного» ПО. Однако и в первом, и во втором случае цель инвестиций в ИТ-инфраструктуру – снижение издержек для ведения основного вида деятельности компаний. Поэтому о масштабных, длительных и самое главное – непредсказуемых в своем экономическом эффекте проектах следует забыть сразу. Настало время инвестиций в быстрые, модульные, легко расширяемые решения, которые могут принести эффект прямо сейчас и способствовать росту бизнеса в будущем.

Но все это слова. Что происходит в реальном секторе экономики. Какие внедрения сейчас планируются и ведутся? Естественно, что направленность проектов определяется ситуацией в тех или иных вертикальных рынках, особенностью компаний, работающих на них, наличием отраслевых нормативных актов и так далее. Как известно, основными корпоративными потребителями ИТ в России являются финансы и телеком.  Возможно, для создания общей картины (без госсектора) имеет смысл остановиться на типичных проблемах и решениях в этих вертикалях.

Итак, финансовый сектор. Самые свежие проекты: 27 февраля 2009г. компания Arbyte завершила проект по построению системы управления компьютерным парком «Городского Ипотечного Банка» (Группа «Морган Стэнли»). Внедренные банком продукты LANDesk Management Suite и LANDesk Security Suite обеспечивают комплексное управление компьютерным парком банка. Кроме того, в банке начат пилотный проект по использованию функционала HIPS (Host Intrusion Prevention System).

На днях в рамках комплексного проекта в «Коммерцбанкн (Евразия)» была развернута система дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц "ДБО BS-Client" v.3 компании BSS. За информационную безопасность этого проекта, построенную на базе средств аутентификации и хранения ключевой информации eToken, отвечала компания Aladdin. Это позволило осуществить взаимную доставку и обработку различных типов документов, контролировать их состояние, обмениваться сообщениями произвольного формата (с возможностью включения файлов), получать выписки в различных видах и форматах, а также иной информации из банка.

Список можно продолжать, но тенденция не изменится – финансовым структурам со зрелой ИТ-инфраструктурой, о чем говорилось выше, требуется построение комплексных решений, призванных минимизировать TCO и увеличить привлекательность бизнеса для клиентов, обеспечив при этом должный уровень безопасности.

Денис Калемберг, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании Aladdin, резюмирует: «Недостаточный темп экономического роста (а порой и его снижение) принуждает финансовые организации минимизировать свои издержки, значительную часть которых составляют затраты на содержание филиалов и большого штата их сотрудников. Отличным способом решения этой задачи является предоставление клиентам услуг дистанционного банковского обслуживания, тем более, что такие сервисы являются серьезным конкурентным преимуществом на рынке. Однако, зачастую банки, внедряющие системы ДБО, недооценивают уровень рисков, возникающих при работе через интернет, что может привести к прямым финансовым потерям и нанести серьезный урон репутации банка на рынке. Данное решение позволило существенно снизить риски ИБ при сохранении простоты, комфорта и мобильности предоставляемых сервисов».

Обратимся к телекоммуникационной отрасли. Одним из знаковых проектов (после финиша многолетнего внедрения ERP системы в «Связьинвесте») эксперты выделяют завершение первого в Восточной Европе проекта по инсталляции решения класса Security Compliance на базе продуктов Symantec в «ВымпелКоме». Чуть ранее там же Symantec реализовал один из крупнейших в мире проектов в области внедрения стратегии обеспечения непрерывности предоставления ИТ-услуг, как части всеобъемлющей стратегии обеспечения непрерывности бизнеса. Названия говорят сами за себя, а Дмитрий Устюжанин, руководитель департамента ИБ «ВымпелКома» так охарактеризовал один из достигнутых результатов: «Уже сейчас мы добились операционного сокращения издержек на организацию процесса обеспечения соответствия политике ИТ-безопасности и в 400 раз сократили время проверки серверов».

Для телеком-компаний с меньшим масштабом характерным трендом стало внедрение сервисной модели управления безопасностью клиентов. Заметим, не наращивание мощности биллинговых систем или скорости доступа, а именно этот функционал. Только один «Доктор Веб» осуществил около 50 инсталляций своего продукта «Dr.Web AV-Desk» всего лишь за год.

В этой связи Кирилл Керценбаум, руководитель группы технических специалистов Symantec в России и СНГ, комментирует: «Период экономического кризиса требует изменений в отношении организаций к расходам на ИТ, но он совсем не вынуждает отказываться от закупки оборудования или ПО – порой это просто невозможно.  Очень важно понимать, что сокращения расходов на ИТ-инфраструтуру совсем не является необходимым и достаточным условием сохранения стабильности в повседневной деятельности. Главным условием является то, чтобы инвестиции были более адресными и с максимальной отдачей.

Например, вместо сокращения расходов на системы хранения и аккумуляции этих средств, лучше задуматься о внедрении программного обеспечения для эффективного управления ресурсами хранения информации, которое может обойдется и дороже, однако обеспечит запас прочности на долгую перспективу. Что касается идеи сократить расходы на системы безопасности, лучше задуматься – а насколько увеличилось количество желающих “пошиковать” за чужой счет, то есть использовать чужие идеи, наработки, или просто как способ недобросовестной конкуренции. Во сколько могут обойтись подобные “фокусы” компании, занимающей стабильное место на рынке!? Так стоит ли экономить?»

Объем данной статьи не позволяет детально рассмотреть тренды в других индустриях. Здесь можно было бы поговорить о решениях Cisco для минимизации технологических простоев АСУ «Магнитогорского  Металлургического Завода» (ММК), виртуализации ЦОДов и систем хранения на целом ряде компаний и банков и т.д. Но все эти примеры показывают в целом одно – кризис это не повод отказываться от инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Скорее наоборот. Необходим лишь трезвый анализ возможностей и требований бизнеса к ИТ-проектам.

Но есть еще один специфический, ставший актуальным именно сейчас, момент, касающийся как ИТ-компании, так и их клиентов. Речь идет о ИТ-производителях, которых не пощадили финансовые катаклизмы. Владислав Логвиненко, менеджер по системам хранения данных корпорации HP, считает: «В условиях экономического кризиса надежность вендора становится важнейшим показателем для оценки ИТ-проектов наряду с технологическими инновациями, уровнем сервисной поддержки, развитой партнерской сетью и услугами по финансированию. Диверсифицированный портфель продуктов становится явным конкурентным преимуществом».

На наш взгляд, это касается и конечных потребителей, так как, построив даже самую современную ИТ-инфраструктуру сегодня, заказчик завтра рискует остаться один на один со своими проблемами.