12.11.2012

Безопасность до и после инцидента

PC Week, № 26 (811), 2012 <br>
Комментарий Алексея Сабанова, заместителя генерального директора компании "Аладдин Р.Д."

На состоявшейся в сентябре конференции "Информационная безопасность. Региональные аспекты. ИнфоБЕРЕГ – 2012", темы поднимались далеко не регионального масштаба, да и относились они не столько к отдельным аспектам ИБ, сколько к общим концептуальным подходам практики построения корпоративных систем ИБ.

Заместитель генерального директора ФГУП ГНИВЦ Федеральной налоговой службы России Александр Баранов на примере развития обслуживающей налоговую службу страны ведомственной информационной системы (ИС) "Налог" рассказал о наиболее перспективных стратегиях развития ИС федерального масштаба и конструктивных подходах к обеспечению их информационной безопасности (ИБ) в обстоятельствах, когда ИТ становятся производственной силой, способной непосредственно приносить дополнительную прибыль, и как локомотив тянущей за собой направление информационной безопасности.

ИС "Налог" имеет древовидную структуру с децентрализованной обработкой и хранением данных на местах. Она объединяет сегодня 10 тыс. инспекторских подразделений (в которых на местах помимо ИС "Налог" работают и другие ИС) и120 тыс. рабочих мест сотрудников.

С введением в 2013г. в опытную эксплуатации третьей версии ИС "Налог" систему предполагается перевести на централизованную модель ИТ-обслуживания ведомства, построенную на корпоративной облачной архитектуре с использованием виртуализированной среды, толстых и тонких клиентов (с учетом качества линий связи на местах).

Развитие ИС "Налог", как подчеркнул г-н Баранов, требует адекватного развития ее защищенности, что, по его словам, представляет немалые сложности. Организацию ИБ для ИС "Налог" г-н Баранов разделяет на две составляющие: априорную и апостериорную. Априорная ИБ направлена на предотвращение ИБ-инцидентов. Апостериорная допускает совершение инцидента, но зато позволяет выявить виновника инцидента и предъявить к нему доказательные, юридически значимые претензии.

Традиционная – априорная - ИБ, акцентирована на защите информацию до ее компрометации, и в этом ее несомненные преимуществами. Г-н Баранов обращает внимание также не то, что она позволяет разделить ответственность за качество защиты ИС в государственных структурах с сертификационными органами, поскольку госструктурам регуляторы предписывают использовать только сертифицированные средства защиты.

К большим недостатком априорной защиты в контексте таких больших ИС, как "Налог", г-н Баранов относит зависимость качества ИБ от используемых на местах операционных систем и прикладного ПО, которые подвергаются постоянным изменениям в виде новых версий и исправлений выявленных ошибок.

Современные темпы развития системного и прикладного ПО превращают процесс сертификации в мало приемлемый затяжной процесс. Как говорит г-н Баранов, сертификация - это тяжелая и затратная гонка в рамках априорной защиты.

В ряду проблем развития ИС "Налог" остро стоит и кадровая: по оценкам г-на Баранова, на поддержку ИС на местах", требуется, как минимум, по два системных администратора в каждое из 10 тыс. инспекторских подразделений. Что же касается специалистов по безопасности, то такие должности, как сообщил г-н Баранов, даже не включены в штатное расписание региональных подразделений.

По его словам, практически невозможно заставить налоговых субъектов, подключающихся к ИС "Налог", применять те или иные средства защиты - максимум, что удается сегодня, это построить с ними криптографически защищенную сертифицированную связь на базе электронной почты.

Проведенные в ФНС расчеты показали, что создание адекватной существующим угрозам априорной защиты для ИС "Налог" будет стоить 3-6 млрд. руб., заручиться получением которых из бюджета ФНС не удалось.

Как считает г-н Баранов, такие преимущества, как более низкая стоимость (по расчетам специалистов ФНС на построение ИБ с активным использованием наряду с априорной защитой защиты апостериорной у ведомства уйдет около трех лет и менее 1 млрд. руб.), независимость от состояние ПО в филиалах и возможность достижения с ее помощью высокой эффективности в борьбе с целевыми атаками и высококвалифицированными злоумышленниками, позволили ФНС сделать стратегический акцент в обеспечении ИБ информационной системы "Налог" на апостериорную защиту.

Вместе с тем ИТ-специалисты ФНС отдают себе отчет в том, что применение апостериорной предъявляет свои требования к пользователям. Она налаживается параллельно с априорной в виде мониторинга состояния средств защиты и использования его результатов при расследовании ИБ-инцидентов . При этом в ФНС учитывают, что придать юридическую значимость этим результатам в реалиях нынешней российской юридической практики сложно (что хорошо известно тем, кто это пробовал делать), поскольку наряду с техническими требованиями к доказательным материалам предъявляется еще и ряд процедурных требований, и соблюдение первых и вторых строго регламентировано.

Апостериорная защита не так требовательна к безопасности используемых ИКТ-средств, как априорная. Однако и она обязывает строго защищать (в первую очередь априорными методами) средства сбора и хранения информации об ИБ-инцидентах. Здесь специалистов поджидают еще и проблемы с удаленным управлением ИБ-средствами. Для эффективной работы апостериорной защиты нужно также развивать аналитические возможности системы мониторинга ИТ-событий.

Апостериорная защита, с одной стороны не подлежит (во всяком случае сегодня) сертификации, а с другой, находится (пока) вне контроля регуляторов. В этом есть как свои преимущества, так и недостатки.

Тем не менее, подводя итог всем "за" и "против", г-н Баранов объявил о том, что ФНС приступила к активному развитию апостериорных аспектов защиты своей ИС "Налог".

Чтобы прояснить позицию работающих в России ИБ-вендоров к актуальности применения апостериорной защиты в корпоративном сегменте и госсекторе, еженедельник PC Week/RE обратился к некоторым из них с вопросами, ощущают ли они потребность со стороны российских компаний в том, чтобы результаты используемых ими ИБ и ИТ-средств обладали юридически значимой силой в судебных расследованиях, и обладают ли такими свойствами предлагаемые вендорами продукты и решения в условиях российского регулирования ИБ?

В подтверждение стремления российских компаний активнее использовать апостериорную защиту заместитель генерального директора компании InfoWatch Рустэм Хайретдинов упомянул о том, что заказчики все чаще настаивают на том, чтобы DLP-системы (InfoWatch является лидером на российском рынке DLP-систем) позволяли обеспечивать доказательную для судебных разбирательств (forensic) базу по случаям утечек корпоративной информации, и InfoWatch в состоянии реализовать такие запросы. Он также обращает внимание на то, что на функционал DLP можно использовать для выявления нарушений действующих в компаниях ИБ-политик.

Генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко затруднился дать развернутый ответ на поставленные вопросы, сославшись на отсутствие у его компании практики в рассматриваемой области, отметив однако при этом, что с технической точки зрения созданное его компанией ПО класса middleware «ИВК Юпитер» может придавать юридическую значимость приложениям, функционирующим в его среде (в том числе и разработанному в ИВК электронному документообороту «ИВК Бюрократъ»), поскольку в ИВК Юпитер» реализованы принципы обеспечения гарантированности сервисов и невозможности внесения изменений в журналы регистрации событий. В то же время, по его мнению, для того чтобы действия компьютерных систем имели на практике юридически значимые последствия, нужно серьезно изменить как законодательство, так и менталитет граждан, а эта задача представляется ему неподъемной, по крайней мере, в ближайшие годы.

По оценкам генерального директора компании Avanpost Андрея Конусова расследование компьютерных преступлений для России является темой относительно новой - всего пару лет назад в стране начали появляться компании, предоставляющие такие услуги. Avanpost ощущает актуальность некоторых аспектов этой проблематики в связи с приданием юридической значимости электронному документообороту, где большую роль играет неотказуемость ИТ-пользователей от своих действий. Именно поэтому в продуктах Avanpost действия критичного характера обязательно подтверждаются электронной подписью пользователя.

Вместе с тем, по мнению г-на Конусова рассмотрение судом в качестве доказательства задокументированных результатов работы ИС в реалиях российского законодательства пока невозможно, хотя процесс идет, и в обозримом будущем, как он полагает, российские суды, используя новые нормы и законы, смогут принимать такие доказательства как основные улики.

Заместитель генерального директора компании «Аладдин Р.Д.» Алексей Сабанов в своем ответе фактически констатировал неразделимость нормативно-правовых, организационных и технических аспектов ИБ. Он напомнил о том, что, в судебных расследованиях, главным образом, фигурируют документы, среди которых есть документы и в электронной форме, а чтобы электронный документ обладал юридической силой, следует выполнять некоторые условия, включающие в себя нормативно-правовые, организационные и технические средства. "Аладдин Р.Д." производит технические продукты, которые участвуют в процессе придания электронным документам юридической силы в критичных с позиции ИБ операциях – создании, хранении и предъявлении ключа электронной подписи.

Вице-президент, генеральный директор и директор группы технологических решений НР в России Александр Микоян сообщил, что все решения НР, предлагаемые представляемой им корпорацией на российском рынке, соответствуют требованиям российских законов и отвечают требованиям заказчиков, подчеркнув при этом, что масштабы и функционал используемых решений определяется при этом заказчиком. Из этого можно заключить, что в области активного использования апостериорной защиты дело за российскими законами и потребностями заказчиков.